Зачем нужен профстандарт?
Согласно статье 195.1 ТК РФ, профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций. Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет добиться повышения качества образования.
Профстандарт педагога - перечень требований, характеризующих квалификацию учителя или воспитателя, и позволяющих ему должным образом осуществлять возложенные на него обязанности. Мы рассмотрим содержание упомянутого профстандарта, особенности его внедрения и дальнейшего применения в образовательном учреждении.
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента роста качества российского образования.
4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.Хочу такой сайт
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
1. Общепользовательская.
2. Общепедагогическая.
3. Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
· Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
· Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
· Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
· Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
1. Общие сведения.
2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
· обучение;
· воспитательную работу;
· развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
· профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
· профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Перечень профессиональных стандартов
01 |
Образование и наука |
||
При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814. |
|||
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н |
|
01.002 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н |
|
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н |
|
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 |
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
||
01.005 |
Специалист в области воспитания |
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н |
|
01.006 |
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий |
Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н |
|
01.007 |
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) |
Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н |
|
01.008 |
Руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н |
|
01.009 |
Научный руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н |
|
01.010 |
Руководитель образовательной организации высшего образования Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н |